Жанр создавался с 2011 по 2016 годы. Авторами идеи стали кубанские хайдзины Иван Кротов и Игорь Васильев. Первоначально хайку-верлибр назывался антихайку. Теоретическую разработку жанра провел Игорь Васильев. А наибольшего успеха в его практическом воплощении достиг Иван Карасев.
«В хайкуобразном трехстишье тянет сравнивать и фантазировать. Применять эпитеты и писать о фантастическом или сюрреалистическом. На содержание влияет и форма…
Это затрудняет для русского человека писание классических хайку. Он может научиться это делать. И делать это отлично. Но просто не хочется. Очень часто в рамках классической хайку-эстетики ему попросту тесно и скучно. Хочется активней экспериментировать и демонстрировать свое я. Собственное мироощущение и свои фантазии. Хочется покуролесить и поставить все с ног на голову, повыделяться из толпы…
Члены российской субкультуры хайдзинов, издающие «Улитку» и «Хайкумену», считают, что надо изучать классические образцы и стандарты. Это, конечно же, необходимо. Эрудицию пишущему человеку расширять надо. Только вот следовать этим правилам совсем не обязательно. И самое главное, написать что-то стоящее можно и без них…
Дополнительно к хайку, сёнрю, дзоппай, фотоку, япсонету, антихайку необходимо узаконить новое. А именно хайку-верлибр. Как самостоятельный свободный жанр. А отнюдь не неправильно написанное хайку».
Трехстишья Ивана Карасева – наиболее полное выражение современного хайку-верлибра. Им в полной мере присуща недосказанность и лаконизм классического хайку. Однако, вместо сдержанности и отстраненности черно-белой фотографии, в них бурлит ирония, фантастика и гротеск.
Это отнюдь не слепок обнаженной объективности, которым должно быть хайку. Наоборот, это особый виртуальный мир. Или, быть может, множество миров, изменчивых, разделяющихся и сливающихся.
Если брать классическую японскую культуру, то хайку-верлибры Ивана Карасева скорее ближе к фантастической и мистической японской прозе; гравюре фантастического содержания. Которые проникнуты мистическим реализмом, где обыденное переплетается с невероятным..
Игорь Васильев
Хайку-верлибры
Иван Карасев
Каракатица в фарфоре –
Чайный пакетик
Дымовая завеса
Безутешно трепещет
Пакетик над мертвой
Баночкой из-под лекарств
Пакетик крадется
Отомстить
Пожирателю чипсов
Мусорный пакетик
В речке не виден
Луна в пустом чреве
Лишь грязный пакетик
Целует в пачку
Напомаженную витрину
Не тонет пакетик
Хотя и наполнен
Дела человека
Жадно шелестит
Целлофановый пакетик
В кармане бездомного
Кабацкие хайку
осьминоги во тьме,
поют караоке,
пьяные тени
Две бабочки в пиве
Ах, вот вы какие
Варвары
сало с шампанским
монах не отведает
сон за харчевней
за стойкой Степан
плачет в абсент
бармен не верит
ждет огонька
между рельсов
отсталый кондуктор
Разное
о мудрости индейца
голове бледнолицей
говорил томагавк.
на высохшей иве
откуда цветы
в снежную ночь
высохшая слива
а тоже цветет
в погребе влажном
митинг в парке
ветер проверил
нравственность в мини
полдень бабочки
в раскаленной бронзе
улыбается будда
улыбка будды
со дна колодца
почти не видна
больно овидию
штопор в закладках
последний читатель
кукушкины слезы
растут и растут
сквозь череп мышиный
почти не дышит
веселый ребенок
сжав кролика цепко
учебник в пыли
переводить будду
арахау лучше
пытаюсь рыбачить
клюет
только хайку
на заборе профессор
слово х*й выводит
со звездочкой в гневе
война по тв
дрожащие руки
под одеялом
вечернее солнце
сидит на заборе
ворона
зловеще крадется
в зеленой траве
рыжий котенок
Марсианский Пейзаж
Улыбка Джоконды
В Зеркале Будды
обессилил монах
перебирая четки
из черепов
колючий дождь
скребется в окно
понедельник
белый экран
тьма людей
но «кина не будет». |