Термин "палеоазиатские языки" введен в обращение русским этнографом Л. Шренком в середине 19 в. для обозначения ряда малочисленных народов Северной и Северо-восточной Сибири, а также Курильских и Японских островов.
Конечно, это чисто условная этногеографическая общность языковых семей и отдельных изолятов, генетические связи которых остаются невыясненными или признаются далеко не всеми исследователями (например, предполагалось родство эскимосского и юкагирского языков с уральскими). В рамках этой гипотезы иногда рассматривается лексика темной этимологии у некоторых других народов Крайнего Севера, например, у саамов и ненцев.
Но консервативная модель - включать в палеоазиатские языки чукотско-корякские, ительменский, эскимосско-алеутские, нивхский, юкагиро-чуванские, а также айнский языки. Енисейские языки (например, кетский) по наиболее перспективной точке зрения точка зрения С. Старостина, генетически связаны, как с сино-тибетскими, так и с нахско-дагестанскими языками.
Крупнейший советский угровед В. Чернецов обосновал теорию о наличии единого этнического субстрата в различных культурах циркумполярной зоны. Правда, связывает с уральскими языками. Ч. Таксами говорил об "общих элементах в традиционной культуре народов Тихоокеанского Севера".
Можно заметить, что к палеоазиатскому ареалу примыкают еще два языка, родство которых представляется весьма туманным, - корейский и японский (гипотезы о японско-корейском, японско-австронезийском и корейско-алтайском родстве также не являются общепринятыми).
Почему бы не сравнить палеоазиатские языки с корейским и японским? Хотя бы из-за близости упомянутых ареалов. По крайней мере в этих языках могут быть если не палеоазиатские субстраты, то так называемые "морфологические встречи". Это - тоже любопытный феномен, требующий рассмотрения. Однако, насколько известно, такие изыскания не проводились. Интересно, почему?
Читайте полную версию стать И. Карасева "Палеоазиатские субстраты в корейском и японском языках" |