Предания о нартах - доисторическом народе, наделенном богатырской силой и магическими способностями, широко распространен на Кавказе. Этот эпос распространен прежде всего у осетин и абхазо-адыгов, в меньшей мере - у вайнахов, карачаево-балкарцев, грузин (сванов, рачинцев, хевсуров) и кумыков Дагестана. Происхождение цикла преданий продолжает оставаться не ясным. Наиболее распространена точка зрения советского ираниста В. Абаева и французского историка-филолога Ж. Дюмезиля об аланском (осетинском) ядре нартских сказаний. Противоположного взгляда придерживались кавказоведы А. Гадагать и Е. Крупнов. Они считали создателями эпического цикла кавказские народы.
Как бы там ни было, но прояснить этимологию самого названия "нарты", равно как и главного героя Сосруко (Сослана), а также ряд других имен этого эпоса, используя инструментарий осетинского и кавказских языков пока не представляется возможным.
Исследователь нартского эпоса А. Гадагатль приводит мнения целого ряда ученых, отмечавших в свое время, что термин "нарт" не объясним ни на одном из горских языков (П. Услар, А. Грен, Г. Джантиева).
"Беда в том, что имя "Соср" не получило пока удачного разъяснения, - писал В. Абаев. - Тот, кто разъяснил бы имя Соср, оказал бы немалую услугу нартским исследованиям".
На сей счет существует большое число гипотез. В том числе и достаточно смелых.
Так, по мнению исследователя А. Йосиды, в японской эпонимике обнаруживаются следы скифо-аланского влияния. В частности он связывает образ и имя Аматэрасу (по-японски amatersu ōmikami - "великое божество, озаряющее небеса") с прародительницей нартов Дзерассой.
А, например, Х. Кармоко, желая объяснить значение имени Сосруко, делает экскурс в область египетской мифологии и проводит параллель: Сосруко - Созырещ - Осирис. Он допускает возможность происхождения имени Созырещ от Осирис (хотя Осирис - это эллинизированная форма и в древнеегипетском оно звучало по-другому: Wsjr). По его мнению, Осирис (олицетворение умирающей и воскресающей природы) и Созырещ (божество земледелия, покровитель всадников) и Сосруко - имена одного и того же божества.
Читайте полную версию статьи И. Карасева "Эламские реликты нартского эпоса" |