Сегодня речь пойдет о гурмукхи, культовом силлабарии сикхов. История создания этой индийской письменности не совсем обычна. Создан этот шедевр волей реформатора дхармической религии и миссионера Бабу Нанак. Силлабарий отличается от других индийских систем порядком алфавитных знаков и наличием графонимов (названий букв) и некоторыми другими специфическими чертами (например, особыми приемами для передачи тонов).
Есть и другие особенности у гурмукхи. Распространена эта письменность преимущественно в индийском штате Пенджаб, где обслуживает пенджабский язык (панджаби). В соседнем Пакистане носителей панджаби гораздо больше, но там в ходу арабская письменность, а язык панджаби развивается с большим препятствиями, поскольку центральное правительство поддерживает язык урду.
Со слоговым алфавитом связано не только такое понятие, вошедшее во многие мировые языки, как гуру, но и воинствующее течение сикхизма - Хальса.
Интересно, что члены династии Великих Моголов называли себя Гуркани (от персидского Gūrkāniyān – «зятья»). Восприятие правителей в терминах родства не является редкостью. Например, у аварцев Кавказа князь назывался нуцал (сравните в чеченском nuca – «жених, зять», титул верховного князя даргинцев – уцмий, от uci (брат). Выборный старшина у черкесов назывался тамада (вероятно от персидского damad «зять, тесть, ухажер»). Как отмечал исследователь быта народов Севера В. Иохельсон, если звание старейшины и шамана у юкагиров Сибири переходило по женской линии (к единокровным членам группы), то «богатырем» часто являлся зять, по материнскому праву перешедший в дом жены. Тогда все члены рода называли его «наш зять». Сильный человек, богатырь – тенбэйэ шоромох – являлся защитником от нападения врагов. |