До создания в 1920 году ассоциации «Сингх Сабха» и партии «Акали Дал» в конфессионалистском движении сикхов не было явного лидера. Когда возник запрос на идеи возрождения пуристических идеалов Хальсы (сплоченного военизированного сообщества), в сикхизме было множество сект, многие из которых было трудно отличить от подразделений индуизма.
Но с 1920 года в Пенджабе начался своеобразный процесс обновления религии, который формально можно сравнить с христианской Реформацией. События, развернувшиеся пять десятилетий спустя, есть соблазн сопоставить и с «исламским возрождением» (особенно, если вспомнить революцию в Иране 1979 года), которое сопровождалось кровавыми эксцессами (захват экстремистами Большой мечети в Мекке, случившийся в том же году). Сикхский экстремизм, можно сказать, стал своего рода предтечей радикалам в арабском мире. таким, как, например, Усама бен Ладен, основатель и первый эмир международной исламистской террористической организации «Аль-Каида», взявшей на себя ответственность за теракты в США 11 сентября 2001 года.Параллелизм серии мятежей в Пенджабе и арабо-персидском мире не в последнюю очередь объясняется тем, что сикхизм (особенно в своей реформированной структуре) перенял у ислама не только культ воинской дисциплины и жесткую общественную структуру, но также фанатизм и нетерпимость. На 1970-80 гг. приходится всплеск сикхского терроризма – захват Золотого храма в Амритсаре в 1984 году, убийство премьера Индиры Ганди в том же году, взрыв самолета Air India в 1985-м.
Есть еще нюансы, о которых хотелось бы сказать...
Читать далее |