Газета «Кубанские новости» на ютуб-канале начинает цикл новых передач под названием «Книга в топе». Вести буду его я – Иван Карасев.
А поможет мне сегодня публицист, критик, фантаст, член Союза российских писателей, в недавнем прошлом научный сотрудник института гражданской авиации – Игорь Эдуардович Ясинский. Он назовет десять авторов научно-фантастического жанра, которых, по его мнению, обязательно нужно знать.
История знает немало случаев, когда абсолютно темный, в дремучем разуме человек, будто прозревает и начинает создавать вещи, удивительные для окружающих. Таков и африканский прорицатель Нвагу Анеке, создавший "скоропись для языка игбо".
Днями он бродила по лесам, разговаривая с листьями. Родственники уже подумывали, а не поразил ли их оракула бог безумия и творчества Агву (Agwụ).
Однажды некая лесная птица спорхнула ему на голову и закричала, подобно петуху: «Gbadokwa ume ooooo! Gbadokwa ume ooooo!» (Задержи дыхание ооооо! Задержи дыхание ооооо!).
В этот раз домой Нвагу вернулся с полными мешками древесных листьев. Он всматривался в отметки на их поверхностях, копировал на бумаге, так рождались знаки будущего с
... Читать дальше »
Сегодня речь пойдет об одной малоизвестной письменности Бирмы (Мьянма) народности тедим, что в переводе с местного наречия означает "мерцающий свет"...
Вот, все, наверное знают, про первых учителей славянских Крилла и Мефодия, индейского гения племени Чероки Секвойю. Но есть немало других кириллов и мефодиев человеческой Экумены. Один из них - По Чин Хо (Pau Cin Hau), который создал, будучи неграмотным, сначала логографическое, а потом алфавитное письмо, а затем и собственную религию. В наши дни мало известно обо всем этом. Пришлось буквально по крупицам собирать эту историю о необычном человеке и чудесном его творении - алфавите далеких Чинских гор.
Подробности можно узнать здесь.
Исследование по лаосской письменности – редкость не только для нашей страны, но и для зарубежья. Первым и долгое время единственным в своем роде был Лаосско-французский словарь Т. Гуинарда, вышедший в 1912. Лишь полвека спустя, в 1954 появился аналогичный словарь М. Рейнона, изданный в Лаосе на ротапринте.
И это не мудрено. В течение двух с половиной веков лаосский язык оставался без литературной базы. Даже после обретения независимости в 1954, ключевые позиции продолжал сохранять французский язык. Лишь в 1975 решением Национального конгресса народных представителей лаосский язык (а вместе с ним и письмо) был признан единственным государственным.
В соседнем Таиланде, где лаосцев примерно в 15 раз больше (лао составляют около четверти населения Таиланда), чем в самом Лаосе (непосредственн
... Читать дальше »
Была бы моя воля, я бы именно кхмерскому письму присвоил звание самого красивого в мире. Куда там готике до такого шедевра письмотворческой мысли, как ,,аксар муль,,. Это почерк такой, кхмерский...
Ну, что мы знаем о кхмерах? Кровавый режим Пол Пота, тропические курорты и колоритные ,,джунгли,, для съемок кинофильма про Лару Крофт. Да, еще храмы необычой формы -в вие человеческих лиц. Кхмерский язык чертовски любопытен и сами кхмеры, родственики древнейшего населения Земли - никобарцам, семангам и возможно айнам Сахалина и Хоккайдо.
Заинтриговал? Тогда почитайте ,,много букаф,,. Там есть еще чего, о чем не скажешь в двух словах.
Сегодня речь пойдет о гурмукхи, культовом силлабарии сикхов. История создания этой индийской письменности не совсем обычна. Создан этот шедевр волей реформатора дхармической религии и миссионера Бабу Нанак. Силлабарий отличается от других индийских систем порядком алфавитных знаков и наличием графонимов (названий букв) и некоторыми другими специфическими чертами (например, особыми приемами для передачи тонов).
Есть и другие особенности у гурмукхи. Распространена эта письменность преимущественно в индийском штате Пенджаб, где обслуживает пенджабский язык (панджаби). В соседнем Пакистане носителей панджаби гораздо больше, но там в ходу арабская письменность, а язык панджаби развивается с большим препятствиями, поскольку центральное правительство поддерживает язык урду.
Со слоговым алфавитом связано не
... Читать дальше »
До создания в 1920 году ассоциации «Сингх Сабха» и партии «Акали Дал» в конфессионалистском движении сикхов не было явного лидера. Когда возник запрос на идеи возрождения пуристических идеалов Хальсы (сплоченного военизированного сообщества), в сикхизме было множество сект, многие из которых было трудно отличить от подразделений индуизма.
Но с 1920 года в Пенджабе начался своеобразный процесс обновления религии, который формально можно сравнить с христианской Реформацией. События, развернувшиеся пять десятилетий спустя, есть соблазн сопоставить и с «исламским возрождением» (особенно, если вспомнить революцию в Иране 1979 года), которое сопровождалось кровавыми эксцессами (захват экстремистами Большой мечети в Мекке, сл
... Читать дальше »
Сейчас появляется масса рейтингов, где расхваливают фильмы ушедшего года. Однако почему-то верить им не хочется. Ясно, конечно, на вкус и цвет товарища нет, но все-таки… “Веном”, “Аквамен”, “Человек-паук”, “Мстители”... Ну, кого такие напугают? Разве что весьма непритязательных подростков.
Вот вам мой топ фильмов прошлого года. И он не для слабонервных.
1. ”Аннигиляция”. Британо-американский феминистический фантастический триллер А. Гарленда.
Никто не знает, откуда взялась Зона Икс на старом маяке - смертельно опасная территория, кишащая аномальными явлениями. Группа исследовательниц с непростой судьбой отправляется в Зону Но сможет ли новая, двенадцатая экспедиция добиться т
... Читать дальше »
Языки Индокитая сильно отличаются от санскрита. Тайские и бирманские содержат тоны, а мон-кхмерские - фонации. Эти и не только эти особенности привели к перестройке системы индийского слогового письма. Многие буквы для согласных (церебральные и придыхательные) оказались лишними, однако и им нашлось применение. Рациональный и в то же время причудливый прием местные авторы предложили для отображения вокалического богатства (например, в кхмерском языке порядка 33 гласных).